Передача полномочий по формированию госпитальных округов теробщинам чревата разрушением существующей системы здравоохранения – Мусий

Передача полномочий по формированию госпитальных округов территориальным общинам чревата разрушением существующей системы здравоохранения и снижением доступа населения к медицинской помощи, считает заместитель главы комитета по здравоохранению Олег Мусий.

“Если общины начнут применять предложенные механизмы, все будут тянуть одеяло на себя. Главы райсоветов не договорятся между собой о том, где будет какая больница. Эту ситуацию мы уже видели во время реформы в 2012 году, когда регионы самостоятельно определяли структуру сети. В результате было предложено 18 госпитальных округов в Винницкой и более 30 округов в Донецкой области. Каждая больница захочет быть больницей интенсивного лечения, претендуя, таким образом, на финансовые ресурсы. И каждая из них будет иметь аргументы, что именно она должна быть ею”, – сказал он агентству “Интерфакс-Украина”, комментируя постановление правительства о создании госпитальных округов, которое обязывает органы местной власти сформировать их в соответствии с нормативными актами, разработанными Министерством здравоохранения Украины.

По мнению депутата, формирование сети многопрофильных больниц интенсивного лечения без жестких критериев отбора приведет к тому, что “их сейчас утвердят больше, чем это реально нужно “.

“В результате не будет реалистичной основы для инвестиций в развитие медицины, ведь каждый инвестор будет видеть, что вложения в больницы, “назначенные” больницами интенсивного лечения на основе субъективных решений, не окупятся. С другой стороны, это может привести и к необоснованному закрытию больниц. Это свидетельствует об отсутствии какого-либо понимания и стратегического моделирования стороны Минздрава и Кабмина”, – сказал он.

О.Мусий подчеркнул, что идея “госпитальный округ” должна исчерпываться границами территории, которая “замыкается” по экстренной медпомощи на одну многопрофильную больницу интенсивного лечения. В таком округе могут быть так же до нескольких больниц промежуточных – если в крупную больницу, с полным набором технологий за 60 минут доставить невозможно из-за бездорожья. Тогда нужны такие этапные больницы, где будет осуществляться ограниченный перечень вмешательств, но будет обязательно элементарная терапия, хирургия, роддом, отделение неотложной помощи и реанимация.

Для того чтобы выбор таких больниц был максимально объективным, нужны критерии, которые правильно было бы утвердить правительством.

“Все остальное – хосписы, плановые больницы, реабилитацию можно отдать на усмотрение общин. Но создание сети стратегических инфраструктурных объектов, которыми являются многопрофильные медицинские центры, обязано регулировать государство. В этом вопросе мнение местных общин не может быть определяющим ведь определение таких ключевых клиник – это стратегия и обороноспособность страны, особенно с учетом внешних угроз и высокого риска военных действий”, – сказал он.

При этом О.Мусий подчеркнул, что “для системного реформирования необходимо принять законопроект №4456 “Про организацию медицинского обслуживания населения”, который позволит сбалансировать систему оказания медпомощи, детенизировать и “осовременить” ее экономику, внедрить современную систему управления качеством”.

Он также отметил, что госпитальный округ не должен создавать барьеров для плановой госпитализации в рамках единого медицинского пространства региона.

“Это категорически не воспринимает Минрегион, который навязывает Минздраву децентрализованную модель финансирования вторичной (специализированной) помощи, что прямо противоречит принципу “деньги ходят за пациентом” то есть внедрению государственных закупок гарантированной государством медпомощи через государственное закупочное агентство, или как ее пытаются неправильно назвать “службу здоровья”, – подчеркнул депутат.

Как сообщалось, в начале декабря Кабинет Министров Украины утвердил постановление о создании госпитальных округов и обязал органы местной власти сформировать их в соответствии с нормативными актами, разработанными Министерством здравоохранения Украины.

Задекларировано, что госпитальные округа будут создаваться по двум принципам: доступность граждан к качественной медицинской помощи в пределах округа, а также соответствующая нагрузка, необходимая для поддержания надлежащей квалификации медицинских работников.

В госпитальном округе должна быть определена многопрофильная больница интенсивного лечения, которая будет наиболее мощной. При этом другие медучреждения должны быть перепрофилированы таким образом, чтобы предоставление в них медицинской помощи не требовало высокотехнологического оборудования.

Административным центром госпитального округа, в котором должна находится больница интенсивной терапии определяется населенный пункт с населением более, чем 40 тыс. человек. При этом больница интенсивной терапии первого уровня должна обслуживать не менее 120 тыс. людей, а второго уровня – 200 тыс.

Зона госпитального округа определяется возможностью за 60 минут доехать до главной больницы из любой точки округа.

Областные государственные администрации в течение месяца должны подать предложения о составе и границах округов, перечень которых Кабмин должен утвердить до 1 февраля. До этого момента Минздрав должен утвердить примерные положения о госпитальных округах.

На сегодня ни одного документа Минздравом не разработано , поэтому, к сожалению, есть все шансы от команды МОЗ получить из хорошей идеи очередной мыльный пузырь.

Write A Comment