Методология наполнения гарантированного пакета медпомощи может стать проблемой при его формировании – эксперт

Установление гарантированного пакета медицинской помощи, которая будет в полном объеме финансироваться за счет бюджета, должно стать опорной точкой медицинской реформы, однако методология наполнения этого пакета может стать проблемой, считает эксперт Института общественно-экономических исследований (ИОЭИ) Игорь Яковенко.

“Такой пакет планировали “запустить” почти все команды реформаторов за последние годы, но до сих пор только на бумаге”, – сказал он агентству “Интерфакс-Украина”.

По мнению эксперта, главным препятствием для определения такого пакета является, в частности, методологическая неопределенность формирования качественного наполнения – перечень заболеваний, перечень отделений, лечение в которых отнесены к гарантированному финансированию, сумма средств, выделяемая на каждую включенную в гарантированный перечень позицию.

Кроме того, еще одним “сложным пунктом” при формировании гарантированного пакета является вопрос, “должно ли государство гарантированно оплачивать все, что выписал в своем направлении врач первичного звена, а именно лечение в стационаре и медикаменты”.

“Есть опасения, что врачи – терапевты районных поликлиник будут выдавать направления для лечения в стационаре тем пациентам, которые не имеют острых симптомов, лечение которых должно быть включено в гарантированный пакет, а также будут выписывать лекарства “по советам” фармкомпаний. К сожалению, в предложенной концепции не предусмотрено продуманных фильтров и в результате гарантированный пакет за счет бюджетных средств может “раздуться” до таких размеров, что бюджетных ассигнований не будет хватать. Опять пойдут доплаты из кармана и вся идея реформы дискредитируется”, – считает эксперт.

Комментируя декларируемый Минздравом свободный выбор семейного врача и заключение с ним соглашения/договора, И.Яковенко обратил внимание, что “количество таких договоров хотят сделать решающим фактором в финансировании семейных врачей”.

Эксперт напомнил, что в настоящее время право свободного выбора врача уже и так четко гарантируется действующим законодательством.

В то же время, согласно законодательству об охране здоровья, “объемы бюджетного финансирования определяются на основании научно обоснованных нормативов в расчете на одного жителя”.

Кроме того, И.Яковенко отметил, что в 2011 году Минздрав утвердил регистрационную форму, “которая фактически и является соглашением между пациентом и врачом”.

“Вопрос в другом, почему это все не работает? По некоторым оценкам, подписали такие регистрационные формы не более 5% жителей Украины, хотя врачи предлагают всем это сделать”, – задается вопросом эксперт.

При этом он подчеркнул, что пациент может не обладать должным объемом информации, для объективного выбора врача, а в сельской местности пациент вообще может не иметь выбора.

“Откуда человек может знать, где хороший врач, где плохой. Это же не пробовать сало на рынке. Особенно в сельской местности, где даже побывать у другого врача нет возможности. Такой неосведомленностью в случае введения нового подхода могут воспользоваться различные “ловкачи”, которые будут действовать как агенты заинтересованных врачей и предлагать “золотые горы” за подписи на соглашениях. В результате финансирование получат не самые лучшие и все будет, как всегда”, – предупреждает эксперт.

Он также подчеркнул необходимость ограничения количества “подопечных пациентов”. “Даже самый хороший врач физически не сможет обслуживать более 2000 – 2500 пациентов”, – считает И.Яковенко.

Как сообщалось, представленный Министерством здравоохранения проект концепции реформирования системы здравоохранения предусматривает, в частности, создание национального агентства по финансированию здравоохранения, выступающего единым национальным заказчиком медицинских услуг, и внедрение государственного гарантированного пакета медуслуг.

Планируется, что переход на страховую медицину в Украине начнется в 2017 году и продлится до 2020 года. Трансформация стартует с запуска семейной медицины европейского образца на базе существующего первичного звена украинской системы здравоохранения.

Write A Comment