Концепция реформы здравоохранения в Украине не может быть реализована без изменений в Конституцию

Концепция реформирования здравоохранения, предусматривающая, в частности, создание Нацагентства по финансированию здравоохранения и внедрение государственного гарантированного пакета медуслуг, не может быть реализована без изменений ст. 49 Конституции Украины, декларирующей предоставление бесплатной медицинской помощи всему населению страны.

Такое мнение высказала агентству “Интерфакс-Украина” юрист юридической компании “Правовой Альянс” Наталья Модленко, комментируя обнародованный Министерством здравоохранения проект документа.

“Концепция не может быть реализована на практике в полном объеме до тех пор, пока не будут внесены изменения в ст. 49 Конституции Украины, декларирующую предоставление бесплатной медицинской помощи всему населению страны, без предоставления преференций социально незащищенным категориям граждан и отдельным медицинским услугам”, – сказала она.

В то же время, по мнению юриста, “для этого необходима соответствующая политическая воля. Это позволит осуществлять дальнейшую работу в направлении кардинального реформирования системы здравоохранения”.

В целом, по словам Н.Модленко, в отношении реформирования системы здравоохранения “проблема лежит в двух плоскостях – предоставление медицинских услуг и обеспечение населения лекарственными средствами”.

Юрист подчеркнула, что в основе предложенной Минздравом концепции “лежит идея внедрения государственного гарантированного пакета медицинских услуг”.

“Предполагается, что будут существовать пакеты бесплатных и платных (частично или полностью) услуг для населения. При этом финансирование разработанной модели по-прежнему будет оставаться ее слабым звеном”, – сказала она.

Н.Модленко обратила внимание, что проект Концепции предполагает создание при Минздраве Национального агентства по финансированию здравоохранения и его территориальных отделений, которое будет выполнять функцию единого национального заказчика медицинских услуг. При этом “введение нового механизма оплаты медицинской помощи “деньги следуют за пациентом”, безусловно, является прогрессивным, поскольку предусматривает оплату фактически оказанных медицинских услуг – первичная помощь, амбулаторная и стационарная”.

По словам юриста, для успешной реализации предложенной модели необходимо разработать соответствующую нормативную базу, в частности определить, какие именно медицинские услуги будут осуществляться на бесплатной, а какие на платной основе, установить тарифную сетку услуг, разработать механизм частичной оплаты (реимбурсации), механизм привлечения добровольного медицинского страхования, разработать и утвердить новые унифицированные и локальные клинические протоколы и пр.

Комментируя предусмотренное проектом концепции предоставление учреждениям здравоохранения финансовой и управленческой автономии путем преобразования их в государственные и коммунальные некоммерческие предприятия, Н.Модленко отметила, что “процесс автономизации является длительным в своей перспективе и займет, по меньшей мере, несколько лет”.

“В этом аспекте наиболее оптимальным с точки зрения достижения результата представляется государственно-частное партнерство”, – считает юрист.

Как сообщалось, Минздрав обнародовал проект концепции реформирования системы здравоохранения, которая предусматривает, в частности, создание национального агентства по финансированию здравоохранения, выступающего единым национальным заказчиком медицинских услуг, и внедрение государственного гарантированного пакета медуслуг.

Write A Comment