Инициативы по урегулированию рекламы лекарств должны быть корректно имплементированы – мнения

Инициативы Министерства здравоохранения по урегулированию рекламы лекарственных средств, заложенные в разработанном ведомством законопроекте, должны быть корректно имплементированы в части отсылочных норм и подзаконных актов, считают в ПАО “Фармак”.

“В целом нормы данного законопроекта существенно не повлияют на фармпроизводителей, но наличие отсылочных правовых норм на подзаконные нормативные акты и неопределение базовых критериев, например, критериев для включения в Перечень научных профессиональных изданий или базовых принципов регулирования рекламы лекарственных средств, которая направлена на медицинских и фармацевтических специалистов, это может негативно сказаться на имплементации норм данного законопроекта”, – считают в фармкомпании.

В “Фармаке” отмечают, что инициируемый Минздравом законопроект не стоит рассматривать этот проект с точки зрения ограничения рекламы лекарственных средств.

“В основном законопроект не вводит существенных дополнительных ограничений, скорее можно говорить об усовершенствовании законодательства о рекламе лекарственных средств и дальнейшем приведении данного законодательства к требованиям ЕС”, – считают эксперты фармкомпании.

При этом они выразили мнение, что предлагаемые нормы вряд ли ограничат возможность пациентов получить эффективное лечение, так как “законопроект направлен на субъектов рынка рекламы лекарственных средств – рекламистов и рекламодателей”.

В свою очередь коммерческий директор ПАО “НПЦ “Борщаговский химико-фармацевтический завод” Евгений Сова отметил, что предлагаемые изменения призваны уменьшить уровень самолечения, которым занимается около 69% населения.

“Более 50% покупаемых препаратов – средства для симптоматического лечения”, – сказал он.

Вместе с тем, по мнению эксперта, перед введением каких-либо новых правил или ограничений, “нужно сперва определить, насколько эффективно выполняются уже существующие”, в частности провести количественный анализ текущей ситуации на рынке маркетируемых лекарственных средств и выявить фактические несоответствия или нарушения, которые требуют устранения.

“На сегодня для регулирования рекламы в Украине уже создана довольно емкая законодательная база. В ней достаточно четко регламентировано, что допускается, а что нет. Существует и ряд подзаконных актов, например, обязательное присутствие предупреждения о вреде самолечения, а также перечень безрецептурных препаратов, которые рекламировать запрещено. Для начала этого вполне достаточно”, – сказал он.

По мнению Е.Совы, в настоящее время необходимо следить за тем, чтобы информация, которая присутствует в рекламе, не выходила за рамки уже обозначенные законом.

При этом эксперт отметил важность эффективного контроля соблюдения норм законодательства. “Введение новых правил без отлаженного качественного процесса контроля может не привести к ожидаемым результатам. Речь идет об уменьшении количества препаратов, покупаемых украинцами, которые фактически им не нужны”, – сказал он.

Кроме того, по мнению эксперта, в части имплементации законодательных инициатив Минздрава относительно рекламы лекарственных средств необходимо, чтобы “нововведения соответствовали тем принципам, которые сейчас внедряются государством на всех уровнях”.

“Речь идет о дерегуляции и принципе “разрешено все, что не запрещено”. Ужесточение контроля несколько расходится с этими принципами”, – подчеркнул коммерческий директор БХФЗ.

Как сообщалось, Минздрав разработал проект изменений в законодательство относительно усовершенствования порядка рекламирования лекарственных средств, в котором предложил, в частности, на законодательном уровне закрепить соответствие содержания рекламы лекарственных средств инструкции об их применении.

Среди предлагаемых изменений также запрет на участие в рекламе известных и популярных лиц, запрет на использование информации о возможности дистанционного диагностирования и назначения курса лечения, а также информации о том, что препарат предназначен исключительно для детей.

Кроме того, проектом закона также прилагается запретить к рекламированию народную медицину и целительство.

Ведомство также инициирует внедрение 5%-ных штрафных санкций (за одно нарушение) от размера лицензионного сбора в отношении телерадиокомпаний за нарушение норм законодательства относительно рекламирования лекарств.

В марте 2018 года группа народных депутатов инициировала законопроект, которым предложила внедрить норму, в соответствии с которой тексты рекламы лекарственных средств должны согласовываться с Министерством здравоохранения Украины.

Комментируя инициативы Минздрава по урегулированию рекламы лекарств, представители иностранных фармпроизволителей отмечали их актуальность, но обращали внимание на ряд моментов, нуждающихся в уточнениях. В частности, речь шла о норме размещать информацию о лекарственных средствах только в специализированных изданиях, что делает невозможным размещение информации о продукции на сайте фармпроизводителя, а также о четком определении ответственности всех контролирующих органов и субъектов, задействованных в процессе выпуска рекламного сообщения и о положении законопроекта относительно упоминания в рекламе лиц, которые могут пользоваться своей популярностью.

ПАО “Фармак” и БХФЗ являются членами Ассоциации “Производители лекарств Украины” (АПЛУ) и входят в число лидеров отечественного фармпроизводства.

Write A Comment