Закупки лекарств через международные организации применяются в странах, где не сформировалась нацмодель прозрачных закупок

Опыт привлечения международных организаций для осуществления закупок широко применятся в странах, где еще не сформировалась национальная модель прозрачных закупок, Украина сегодня относится к таким странам, считает партнер юридической компании “Правовой Альянс” Дмитрий Алешко.

В комментарии агентству “Интерфакс-Украина” он подчеркнул важность сотрудничества международных организаций и Министерства здравоохранения Украины.

“В рамках закона, принятого Верховной Радой относительно передачи функций закупок лекарственных средств и медицинских изделий международным организациям, Минздрав утвердил ряд подзаконных актов. Одним из таких документов является постановление правительства Украины №622, устанавливающее критерии отбора международных организаций – участников торгов. В соответствии с данными критериями отобраны три международные организации, которые должны до 2019 года проводить закупки лекарственных средств и медицинских изделий в соответствии с установленным министерством техническим заданием. Такими организациями являются Программа Развития ООН, компания Crown Agents, а также Детский фонд ООН (UNICEF). В соответствии с договорами, заключенными с этими организациями, по итогам 2015 года планируется передать порядка 2,2 млрд грн для организации таких закупок, – сказал он.

Как подчеркнул Д.Алешко, с учетом того, что достаточно длительное время заняли подготовка и принятие нормативно-подзаконных актов, эти соглашения были заключены только в конце года. В связи с этим оплата по ним осуществляется в 2015 году, а фактическая поставка будет проведена только в 2016 году.

Поясняя механизм реализации передачи государственных закупок лекарственных средств международным организациям, в частности, ПРООН, Д.Алешко отметил, что, согласно действующему законодательству, международные организации проводят тендер по установленным ими правилам и процедурам.

“Это означает, что Минздрав не вправе вмешиваться в саму процедуру организации закупок, которые проводятся международными организациями. Тем не менее, законом предусмотрено, что после завершения тендеров Минздрав должен напрямую согласовать конкретный перечень лекарственных средств и цену, по которой они будут закупаться международными организациями. Это обусловлено тем, что органом, осуществляющим формирование и реализацию государственной политики в сфере здравоохранения и, соответственно, отвечающим за предоставления медицинской помощи пациентам, является все-таки Министерство здравоохранения Украины, а не специализированная организация”, – сказал он.

“Большие споры вызывала возможность участия отечественных производителей в осуществляемых международными организациями тендерах. В частности, особое внимание приковано к тендерам, которые будут организовываться Программой Развития ООН, так как в соответствии со своими внутренними стандартами ПРООН имеет право закупать лекарственные средства лишь в том случае, если завод-производитель прошел процедуру в рамках Программы ВОЗ по предварительной квалификации”, – подчеркнул эксперт, комментируя возможность участия в закупках через международные организации украинских фармпроизводителей.

По его словам, с учетом того, что ни один из отечественных фармацевтических заводов не прошел процедуру предварительной квалификации ВОЗ, то формально получалось, что они исключаются из этих тендеров и не имеют возможности даже теоретически принять участие в торгах и конкурировать своей ценой. Естественно, они обращались и к премьер-министру, и к министру здравоохранения на предмет того, что все остальные цивилизованные страны защищают своего отечественного производителя, поскольку это налоги в бюджет, создание рабочих мест, развитие местного производства.

“ПРООН прислушалась к сделанным заявлениям и сегодня, проанализировав объявление, которое было дано первым по тендеру, можно сделать вывод: для отечественных производителей существует возможность по квалификационным условиям подать заявку на участие в тендере. И такая возможность дана, в моем понимании, в порядке исключения для страны, осознавая ту сложность ситуации, которая связана с обеспечением лекарствами пациентов”, – сказал он.

Вместе с тем эксперт подчеркнул, что. согласно информации, предоставленной агентством Crown Agents, для участия в тендере зарегистрировались 47 компаний, а заявки для участия в нем были приняты от 33 компаний.

“Опыт привлечения международных организаций для осуществления закупок достаточно широко применятся в мире, как минимум, на уровне стран, где еще не сформировалась своя национальная модель прозрачных закупок. Сегодня Украина относится к таким странам. Поэтому основная цель данных международных организаций – в обеспечении проведения прозрачного тендера, предоставлении возможности как можно большему количеству участников подать заявку и в итоге – выбрать для украинских пациентов наиболее качественные лекарственные средства либо медицинские изделия по самой доступной цене. Соответственно, цены, по которым будут осуществляться закупки лекарственных средств, предположительно будут все-таки ниже, чем цены, по которым Минздрав закупал лекарственные средства и медицинские изделия в прошлом году. Что получится в итоге, будет понятно только тогда, когда эти тендеры завершатся, будут заключены соответствующие договоры, а пациенты получат лекарства”, – сказал он.

Важным моментом является также то, что, исходя из компромиссного проекта изменений в Налоговый кодекс, который был представлен правительством и будет внесен в Верховную Раду, остается льготная ставка 7% на лексредства. В то же время законодательство предполагает освободить от НДС и импортного сбора те лекарственные средства, которые будут поставляться по процедурам закупки через международные организации. Соответственно, это означает, что изначально эти лекарственные средства должны быть на 12% дешевле (7% НДС и 5% импортный сбор). При этом такая льгота распространяется как при ввозе их на территорию Украины, так и при продаже на ее территории отечественными производителями или дистрибьюторами.

В то же время Д.Алешко отметил множество возникающих вопросов относительно того, что определенное количество позиций, которые будут закупаться международными организациями, не зарегистрированоы на территории Украины. Так, не до конца понятно, каким образом, не нарушая закон, эти лекарства ввезти на территорию страны, кто будет отвечать за безопасность пациента, когда он будет использовать такие незарегистрированные лекарства.

“Если по первому вопросу есть решение, предусмотренное в определенной части закона “О лекарственных средствах”, и Минздрав имеет право давать индивидуальное разрешение на ввоз незарегистрированных лекарств на территорию Украины, то в отношении второй части нужно очень внимательно следить, чтобы незарегистрированные лекарства были безопасными, эффективными и качественными, а пациент, в свою очередь, не пострадал. Авторитет привлеченных к осуществлению закупок организаций во всем мире высок настолько, что мы рассчитываем, что такие лекарства будут безопасными и качественными. Если удастся осуществить некоторую экономию средств, то, используя сбереженные ресурсы, можно обеспечить лекарствами еще большее количество пациентов, что сегодня представляется крайне важной задачей ввиду нехватки этих лекарств по всей стране”, – сказал он.

Комментируя модель передачи закупок лекарственных средств в международные организации, Д.Алешко о распоряжении Кабмина, в соответствии с которым в 2016 году все 100% закупок будут переданы международным организациям.

“На мой взгляд, это достаточно серьезный шаг. Конечно, хотелось бы получить как можно скорее первые результаты закупок по итогам 2015 года с тем, чтобы быть уверенным: цена на самом деле ниже, а качество соответствует украинским и мировым стандартам, до пациента эти лекарства действительно дойдут в необходимые сроки. Если результаты будут положительными, то весьма логичной представляется полная передача закупок международным организациям”, – сказал он.

При этом юрист подчеркнул: “На время, пока в 2016 году такие закупки будут осуществлять международные организации, Минздрав, во-первых, освобождается от несвойственной ему функции государственных закупок, не являясь агентством по закупкам. Министерство может, наконец, заняться системной работой по реформированию отрасли. Плюс выигрывается год для создания своей национальной цивилизованной модели осуществления государственных закупок. С этой целью при Минздраве уже создана рабочая группа, в которую входят, в том числе, представители авторитетных международных организаций. Цель рабочей группы – разработать стратегию реформирования системы государственных закупок в Украине”, – сказал он, отметив, что в этом процессе существенная помощь исходит от Всемирного банка, Еврокомиссии, других международных организаций, которые делятся лучшими моделями существования государственных закупок в других странах

Используя лучшие мировые практики, поставлена задача построить такую же систему в Украине для того, чтобы в будущем не привлекать международные организации, а в том органе по закупкам, который будет создан, работали профессиональные люди, честные, с соответствующим опытом, которые бы могли обеспечить проведение закупок и работали бы за достойное вознаграждение, добавил эксперт.

“Я не считаю, что у кого-либо есть право выдвигать персональные обвинения без представления доказательств. Это – работа соответствующих правоохранительных органов, которые должны заниматься такими вопросами”, – подчеркнул юрист, комментируя возможность ликвидации коррупционных схем при помощи нового механизма закупок.

Д.Алешко отметил, что команда ЮК “Правовой Альянс” внесла существенный вклад в то, чтобы новая система закупок начала действовать уже в 2015году.

“Я и моя команда в ходе процедуры подготовки нормативно-правовых актов выступили консультантами ПРООН. Непосредственно командой ЮК “Правовой Альянс” подготовлены проекты большинства подзаконных актов, которые были приняты во исполнение закона “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения своевременного доступа пациентов к необходимым лекарственным средствам и медицинским изделиям путем осуществления государственных закупок с привлечением специализированных организаций, осуществляющих закупки”. Проведено достаточно большое количество встреч в Минфине, Нацбанке Украины, Минэкономразвития, в Кабмине. В итоге удалось получить согласованные редакции тех подзаконных актов, которые позволили заключить договоры с международными организациями и начать работу по ним уже с 2015 года”, – сказал он.

“Отдельно хотелось бы сказать о том, что очень ощущали скептицизм общества и фармацевтической среды относительно вышесказанного. Никто не верил, что в этом году министерству удастся запустить такой механизм. Тем не менее, совместным трудом и благодаря, в первую очередь, системному подходу и огромным усилиям, вложенным в этот проект заместителем министра Игорем Перегинцом, благодаря его авторитету в международных структурах, а также при помощи консультантов международных организаций в этом году удалось заключить указанные договоры и рассчитывать на положительный результат”, – подчеркнул Д.Алешко.

Он также выразил уверенность в более тесном взаимодействии фармрынка с регуляторными органами. В то же время, по мнению юриста, рынок еще не готов объективно оценить пользу от взаимодействия с регуляторными органами.

“Поскольку фармацевтический сектор Украины достаточно зарегулирован, с одной стороны, мы выступаем на стороне бизнеса, с другой – на стороне регулятора в контексте создания прозрачного правового поля. В то же время я глубоко убежден: создание прозрачных правил на рынке, подготовка законов, которые будут четкими и однозначными, будет соответствовать как интересам участников рынка, так и целям регулятора. Мне и моим коллегам не жаль того времени, которое мы тратим Pro bono на работу над проектами регуляторных актов. Чем больше специалистов будут вовлечены в эти процессы, тем больше шансов, что мы в определенной временной перспективе будем жить уже в другой стране – цивилизованной и с европейскими законами”, – подчеркнул юрист.

Write A Comment