Автономия клиник не приведет к развитию конкурентной среды на рынке медуслуг

Получившая законодательный статус автономия учреждений здравоохранения не приведет к развитию конкурентной среды на рынке медицинских услуг, считает старший юрист юрфирмы “Мисечко и партнеры” Антон Диденко.

Комментируя агентству “Интерфакс-Украина” закон об автономизации клиник, подписанный президентом Украины Петром Порошенко, он отметил, что данный закон предусматривает реорганизацию государственных и коммунальных учреждений здравоохранения. При этом, по мнению юриста, “неясным остается, как именно будут функционировать эти организации в условиях установленной в законе конкурсной системы закупки услуг по медицинскому обслуживанию населения”.

В частности, с точки зрения А.Диденко, проблема может возникнуть из-за того, что государственные и коммунальные клиники смогут формировать на рынке медуслуг более низкие цены, что не позволит конкурировать с ними частным медучреждениям.

“Особенности правового регулирования деятельности государственных и коммунальных медучреждений позволяют им формировать более низкие цены на производимые услуги, нежели цены на аналогичные услуги, производимые субъектами предпринимательской деятельности. Подобная ситуация складывается и с казенным государственным предприятием и некоммерческим коммунальным предприятием, которые в силу особенностей своего правового статуса более ориентированы на выполнение государственного заказа, нежели на получение прибыли”, – сказал он.

Юрист подчеркнул, что “данный факт в совокупности с тесными организационными связями государственных субъектов с распорядителями бюджетных средств в сфере здравоохранения, позволит таким субъектам достигать победы в конкурсных торгах”.

“В таких условиях, не следует ожидать формирования реальной конкурентной среды на рынке услуг медицинского обслуживания. Следовательно, при отсутствии реальной конкуренции не будет и оснований для повышения качества медицинского обслуживания и развития страховой медицины”, – считает эксперт.

При этом юрист подчеркнул, что и в настоящее время Хозяйственный кодекс Украины предусматривает создание на базе государственной или коммунальной собственности структур, которые позволяют реализовывать доведенные распорядителями бюджетных средств заказы с одновременным получением в свое распоряжение прибыли. Прибыль же, в свою очередь, можно направить на развитие кадровой и материально–технической базы этих предприятий – государственных коммерческих и коммунальных коммерческих предприятий.

“Предусмотренные законом меры являются в значительной степени размытыми и декларативными, и не ведут к реальному повышению качества медицинских услуг путем развития конкурентной среды”, – считает А.Диденко.

Кроме того, юрист раскритиковал предложенный законом конкурсный порядок назначения руководителей учреждений здравоохранения.

“Хотя в целом такая идея, безусловно, является положительной и соответствующей духу реформирования отрасли, но вот качество ее будущей практической реализации в действующем законодательном поле вызывает сомнения”, – сказал он, высказав сомнения в прозрачности и объективности таких конкурсов.

“Предыдущий опыт проведения конкурсов на замещение вакантных должностей руководителей госпредприятий в других отраслях экономики показал чрезвычайную непрозрачность таких конкурсов и отсутствие доверия со стороны общественности к их результатам”, – сказал он.

“Проблема состоит в том, что действующее законодательство не предусматривает четкого порядка осуществления надзора за законностью проведения таких конкурсов. Де-юре, на сегодняшний день не определен орган власти, к функциям которого бы относился контроль соблюдения законности при проведении таких конкурсов”, – подчеркнул юрист.

Как сообщалось, президент Украины Петр Порошенко подписал закон (№2002-VІІІ) “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам деятельности учреждений здравоохранения”.

Закон предусматривает внедрение мероприятий по реформированию системы здравоохранения Украины для создания сети государственных и коммунальных медицинских учреждений с достаточным уровнем самостоятельности для эффективного и своевременного медицинского обеспечения населения.

Согласно документу, учреждения здравоохранения получили возможность получения финансовой и управленческой автономии для обеспечения финансовых, материально-технических ресурсов системы здравоохранения. При этом, в соответствии со ст. 49 Конституции Украины, существующая сеть государственных и коммунальных учреждений здравоохранения не будет сокращена, эти учреждения останутся в государственной и коммунальной собственности и не подлежат приватизации.

Закон, в частности, устанавливает упрощенный порядок реорганизации учреждений здравоохранения (государственных и коммунальных) в казенные предприятия и коммунальные некоммерческие предприятия.

Закон вступает в силу со дня, следующего за днем опубликования, и вводится в действие по истечении шести месяцев со дня вступления в силу.

Write A Comment